Сегодня с утра, на консультации с клиентом по мотивации успели затронуть мою любимую геймификацию в бизнесе: и хочется, и колется, и в результаты не верится. Обещала даже человеку написать на эту тему пост, раз не успели нормально обсудить, — сижу в кафе сразу после встречи, пишу.
Давай разбираться вместе.
Во-первых, что такое геймификация? Это не игры на тренингах, как многие любят утверждать, и даже не бизнес-игры, не бизнес-квесты и тому подобное.
Геймификация — это применение игровых элементов в неигровом контексте для достижения определенных бизнес-целей и изменения поведения игроков. Например, игровой элемент — это игровые уровни, это бейджи и награды, это очки за действия. А игроки — это наши текущие и потенциальные клиенты (если геймификация внешняя), наши сотрудники (если геймификация — внутренняя) или просто все возможные люди, если мы создаем специальные геймифицированные системы для привлечения помощи от большого количества людей, не работающих на нас.
Но это только очень маленькая часть элементов — только самые популярные, которые у всех на слуху. Так называемая PBL-система (система «Очки-Бейджи-Уровни»).
Главное в этом определении — что геймификация направлена на решение конкретной задачи.
Мы вводим её, когда хотим получить какое-то необходимое нам поведение и с помощью нее дополнительно (дополнительно, а не вместо!) мотивируем людей на изменение этого поведения.
Далее: какова же самая главная ошибка, из-за которой геймификация не работает?
Ошибка заключается в том, что многие называют геймификацией ее зачатки.
Я на пальцах могу пересчитать успешные и грамотные проекты геймификации на российском рынке. Давайте будем честными: её ещё тут практически нет!
Почему-то все считают, что если они введут PBL-систему, они сразу геймифицировали предприятие. Нет, нет и еще раз нет! Внедрение отдельных игровых элементов, не связанных в систему, — это НЕ ГЕЙМИФИКАЦИЯ! Откусить кусок свеклы, погрызть морковку и капусту и запить бульоном — не равно «поесть борщ».
Любой проект геймификации начинается с того, что:
1) мы совместно с руководителями определяем цели проекта: мы хотим привлечь больше покупателей? увеличить прибыль? повысить лояльность к бренду? что-то еще?
2) определяем основных игроков, их текущее поведение и желаемое поведение, которое поможет нам достичь бизнес-целей
3) с учетом этого подбираем необходимую механику и динамику системы: как мы будем вовлекать игроков? как мы будем их удерживать?
4) под механику и динамику подбираем игровые элементы.
Заметили? Только на самом последнем этапе, после того, как мы поняли, куда мы движемся, зачем мы движемся, как мы туда движемся, мы выбираем ИНСТРУМЕНТЫ.
И именно после этого правильно выстроенная система геймификации начинает работать и не оставляет никого равнодушным.
Поэтому еще раз:
— поощрять сотрудников очками и бейджами просто так, за какие-то действия — это не геймификация;
— расставлять сотрудников по уровням — это не геймификация;
— и, наконец, мое любимое: всевозможные акции международных компаний из серии «собери 10 крышек — получи 1 кружку» — это тоже не геймификация!
Хотите знать больше? Пишите в комментариях, призываю всех к дискуссии!
#геймификация