Совсем недавно участники одного из тренингов пожаловались, что у них какие-то нервные клиенты. «У нас же все идет по плану, — говорят мне они. – Мы же никого не обманываем, честно выполняем свою работу. А клиенты звонят и кричат в трубку, что мы – негодяи и хотим украсть их деньги!».
Шутки шутками, а с такой ситуацией сталкиваются очень многие: народ у нас наученный непредсказуемыми действиями правительства, МММ и просто недобросовестных бизнесменов, не дожидается, когда ситуация дойдет до критической точки, а предпочитает сам ее создавать. Так сказать, превентивно. В результате чего на практике часто получается увлекательная игра «Не понервничаешь – не купишь». Так как же перестать в нее играть?
На тренинге по клиентоориентированности для B2B продаж мы много говорим про точки контакта. Их, на самом деле, бесконечное множество, но у каждой компании свой набор. И с ними происходит вот такая интересная штука: компании держат в фокусе контроля только более-менее очевидные точки контакта. Я думаю, вы мне тоже их сходу назовете: сайт, офис, рассылка, звонок с подтверждением заказа.
А что со всеми остальными точками контакта в B2B?
Ведь смотрите, что
происходит со стороны клиента:
— я захожу на сайт и делаю заказ (или запрашиваю прайс, а затем делаю заказ по
прайсу);
— в лучшем случае мне перезванивают, в худшем – я сижу и гадаю, получен ли мой
заказ и когда ожидать счет (и ожидать ли его вообще – может, товара нет на
складе);
— мне присылают счет по почте, я его оплачиваю, а дальше…
А дальше очень часто со стороны компании-продавца наступает ТИШИНА.
И я, как клиент, продолжаю снова сидеть и гадать, получила ли компания мои
деньги, собран ли мой заказ, когда он будет отправлен, будет ли он вообще
отправлен, в конце концов. И если такое молчание длится на один и не два дня,
а, например, целую неделю, то я уже не просто гадаю, я себя практически
накручиваю. У меня в уме директор компании уже снял деньги и уехал на них на
Канары отдыхать, пока я тут заказа жду (сама компания, естественно, сразу же
закрылась и объявила себя банкротом).
Опять-таки, шутки шутками, а многие клиенты склонны думать в подобном
направлении. И именно поэтому они потом вам нервно звонят и «ловят за руку»,
хотя вы сидите себе и честно работаете. И вообще, ни сном, ни духом, как
говорится.
Как же с этим быть?
К счастью, существует
отлично работающее противоядие против клиентских страхов и нервов. Вам нужно
всего лишь ОБЩАТЬСЯ С КЛИЕНТОМ. Сообщать ему о каждом важном шаге со своей
стороны: вот мы получили ваш заказ, сейчас мы в течение часа пришлем вам счет,
вот мы увидели от вас оплату и планируем отгрузить ваш заказ в пятницу, вот мы
отгрузили ваш заказ, ожидайте его через неделю и обязательно нам отпишитесь.
Казалось бы, просто, да? Но какой процент компаний придерживается этого
правила? На моем опыте – очень малый.
«Ну это же очевидно, что мы сейчас выставим счет/отправим заказ до конца
недели!» — говорят компании.
Спешу огорчить вас: зачастую не очевидно. Если мы не говорим с клиентом, мы помещаем его в информационный вакуум
И неважно, почему мы с ним
не говорим: менеджер ли перегружен текучкой, или никто не знает про точки
контакта, или вы просто не считаете нужным сообщать клиенту обо всем этом.
Важно то, что клиент страдает от вакуума и потом возвращает эти страдания вам –
только уже в форме претензий и недоверия.
И в момент этого самого возврата компании допускают вторую ошибку. Угадаете,
какую?
В ответ на переживания клиента они бодро рапортуют:
— Да что вы так переживаете?! С вашим заказом все в порядке!
«Ничего себе! – возмущенно думает клиент. — Мало того, что я должен тут сидеть
и переживать, что там с моим заказом, так они меня еще упрекают в моих
эмоциях!»
И в этот самый момент мы получаем не просто нервного клиента, а рассерженного
нервного клиента. Который, хорошо, если что-то нейтральное ответит или вежливо
промолчит. Потому что, как правило, после этого клиент взрывается окончательно,
и компания внезапно узнает о себе и своей работе много нового и не всегда
приятного. И вместо того, что промолчать и принять к сведению, начинает
защищаться, обвиняя клиента.
Вот так клиенты из числа разовых и не переходят в число постоянных – потому что считают, что вы их не любите и не хотите с ними общаться.
Здесь можно провести
хорошую аналогию с женщиной, которая сама себе придумала и сама обиделась. Но,
давайте будем честными, никто и ничто не мешает вам общаться с клиентом, кроме
ваших внутренний убеждений и желаний.
Про точки контакта можно долго интересно рассказывать и, что важно, прорабатывать
их. Главное – просто захотеть сделать шаг в этом направлении
Статья написала специально для портала HR-TV.ru: https://hr-tv.ru/articles/kompetentnost-vs-lojalnost-kak-vybrat-pravilno.html Обсуждение к статье: https://hr-tv.ru/piranhas/lojalnyj-no-nekompetentnyj-sotrudnik-ili-kompetentnyj-no-nelojalnyj-kogo-vyberete/ Когда руководителям предстоит выбирать между...